![]() |
|||
навигация |
![]() В 1842 году он переезжает в Дрезден. Благодаря успеху своих опер «Риенци» и «Летучий голландец», Вагнер получает место дирижёра придворного театра. В эти годы он пишет свои самые выдающиеся оперы и занимается публицистикой. Вагнер принимал активное участие в революции 1848 года и после её поражения выехал в Швейцарию. Здесь, в Цюрихе, он создаёт блестящие оперные произведения и пишет критические труды о новом искусстве. Вагнеру запретили въезд в Германию, но его произведения исполнялись и там - Бюловым и Листом. Сам Вагнер дирижировал в Лондоне, Париже (где снова не имел успеха) и в других европейских городах. Между тем его творчество приковывало внимание и вызывало бурные дискуссии в музыкальных кругах всего мира. В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь три года спустя покровительство короля Баварии Леопольда II даёт ему возможность заняться исключительно музыкальным творчеством. В Мюнхене Вагнер знакомится с дочерью Листа Козимой Бюлов и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрёйт. Вскоре он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. В 1876 году строительство оперного театра было закончено. На открытии театра исполнялась оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». С 1874 года Вагнер с семьей живёт в Байрёйте на вилле «Ванфрид». В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе. Так, в 1883 году он посетил Италию. Умер Вагнер в Венеции от сердечного приступа, похоронен в Байрейте. В творчестве Вагнера ведущее место занимают оперы и музыкальные драмы - «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», цикл опер «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов»), «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда» и религиозная мистерия «Парсифаль». В основу либретто его опер и музыкальных драм положены древненемецкие легенды. Либретто, автором которых был сам композитор, написаны на высоком литературном уровне. На начальном этапе музыкальное творчество Вагнера вполне умещалось в рамках романтизма. Однако со временем композитор вырабатывает свой собственный стиль. Вагнер объединяет три вида искусства – музыку, поэзию и театр. Мелодия в его операх зачастую отступает на второй план, чтобы выделить текст. Вагнер широко применяет для характеристики какого-либо образа или явления систему «лейтмотивов». Музыка Вагнера отходит от прежней формы, и её нельзя (за исключением чисто инструментальных фрагментов) рассматривать в отрыве от текста. Для творчества Вагнера характерны тяжелая инструментовка с преобладанием медных инструментов и одновременно мастерское использование оттенков звука. Вагнер сделал несколько открытий в области гармонии. Он создал совершенно новые созвучия, например, не встречавшийся до этого «тристановский аккорд», использованный композитором во вступлении к «Тристану и Изольде». Вагнер, кроме того, занимался литературной и публицистической деятельностью. Его книги и статьи посвящены проблемам музыки - «О дирижировании», «Бетховен», «О предназначении оперы», «Произведение искусства будущего», «Опера и драма», «Проект организации немецкого национального театра», «Искусство и революция». Вагнеровская идея объединения искусств время от времени находит своих последователей, предпринимающих более или менее удачные попытки в этом направлении. Произведения: оперы: «Риенци» (1838-1840) «Летучий голландец» (1841) «Тангейзер, или Состязание певцов в Вартбурге» (1843-1845) «Лоэнгрин» (1845-1848) «Тристан и Изольда» (1865) «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861-1867) «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» (1852-1854), «Валькирия» (1852-1856), «Зигфрид» (1851-1871), «Гибель богов» (1869-1874) «Парсифаль» (1877-1882) симфонии увертюры марши камерные ансамбли хоровые произведения вокальные произведения редакции опер других композиторов, например, «Ифигения в Авлиде» Глюка |
||