навигация |
Бортнянский Дмитрий
Степанович (1751-1825). Родился в городе Глухове Черниговской губернии
(Украина). С 1759 года обучался пению и теории музыки в Придворной
певческой капелле в Петербурге, участвовал в придворных концертах и
спектаклях. В 1769-1779 гг. жил за границей. По возвращении в Россию был
назначен капельмейстером, с 1796 года – директором вокальной музыки и
управляющим Придворной певческой капеллы. Работал также при дворе
наследника Павла Петровича. Для придворных спектаклей написал 3 оперы на
французские тексты: «Празднество сеньора», «Сокол», «Сын-соперник, или
Современная Стратоника». Сборник романсов Бортнянского на французские
тексты (1783) - единственный образец камерно-вокального жанра в его
творчестве. В дальнейшем он работал почти исключительно в области хоровой
церковной музыки. Бортнянский - один из крупнейших русских композиторов
XVIII века. В его творчестве преобладают черты классицизма. Вместе с тем в
музыке Бортнянского претворены интонации русской и украинской бытовой
песни. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского принадлежат к
первым образцам крупной циклической формы в русской музыке. В историю
русской музыки Бортнянский вошёл прежде всего как автор хоровых духовных
композиций. Наряду с М. С. Березовским, Бортнянский создал новый тип
русского хорового концерта. Бортнянскому принадлежит ряд церковных
песнопений. Произведения: оперы: «Креонт» (1776) «Алкид» (1778) «Квинт Фабий» (1779) 35 концертов для 4-голосного смешанного хора 10 концертов для 2 хоров светские хоры, в том числе «Певец во стане русских воинов» на слова В. А. Жуковского (1812) сонаты ансамбли: квинтет (для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели) «Концертная симфония» |
||