![]() |
|||
навигация |
![]() С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Собственные же произведения он создаёт, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний. В 1809 году Бетховену предложили должность придворного дирижёра вестфальского королевства в Касселе, но в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен остался в Вене. Однако неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах композитор, несмотря на пенсию, был обречён на жизнь, полную материальных трудностей. Моральные страдания, связанные с глухотой, ещё более ухудшали состояние его здоровья. Бетховен умер от водянки и был похоронен при большом стечении народа. Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадал в крайности. Свою третью симфонию, названную «Героической», он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию – и посвящал свои произведения русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора - Бетховен всё больше сторонился людей. Бетховен является автором одной оперы - «Фиделио», двух месс, девяти симфоний, нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.), пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано, шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений, 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен. Форма произведений Бетховена строго классическая. Вместе с Моцартом и Гайдном он входит в тройку «венских классиков». Но в более позднем периоде его творчества нередки отступления от строгой классической формы, как, например, введение хора в финал его Девятой симфонии, мелодичность, гармоничность и вся инструментальная фактура которой насквозь романтичны, а глубокая творческая изобретательность сочетается с техническим совершенством. Произведения: опера «Фиделио» (1803-1805) балет «Творение Прометея» (1801) оратория «Христос на Масличной горе» (1802-1803) месса до мажор (1807) «Торжественная месса» (1819-1823) кантаты песни, дуэты, хоры симфонии: № 1 (1799-1800) № 2 (1800-1802) № 3 «Героическая» (1802-1804) № 4 (1806) № 5 (1804-1808) № 6 «Пасторальная» (1807-1808) № 7 (1811-1812) № 8 (1811-1812) № 9 (1817-1823) увертюры: «Кориолан» (1807) «Леонора» № 3 (1806) «Эгмонт» (1809-1810) «Афинские развалины» (1811) «Освящение дома» (1822) концерт для скрипки с оркестром (1806) пять концертов для фортепиано с оркестром камерные ансамбли трио, квартеты десять сонат для скрипки и фортепиано, среди них № 9 - «Крейцерова» (1802-1803) пять сонат для виолончели и фортепиано сонаты для фортепиано, среди которых: № 8 «Патетическая (1798-1799) № 14 «Лунная» (1801) № 21 «Аврора» (1803-1804) № 23 «Аппассионата» (1804-1805) № 32 (1821-1822) вариации, багатели, рондо, танцы |
||