![]() |
|||
|
навигация |
Бах
Иоганн Себастьян (1685-1750). Родился в Эйзенахе (Германия). Сын
музыканта. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему
на протяжении XVII-XVIII веков несколько поколений музыкантов. Десяти лет
остался сиротой. Его приютил брат, органист в городе Ордруфе, у него же он
брал и первые уроки музыки. Окончив гимназию св. Михаила в Люнебурге,
юноша отправился в путешествие, во время которого познакомился со многими
выдающимися композиторами и побывал в тех церквях, где были самые
совершенные органы, сыграть на которых он не упускал случая. С 1703 года
Бах начинает свою самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как
скрипач в Веймаре, а потом – как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и
Веймаре. В Любеке Бах познакомился с крупным органистом и композитором
того времени Д. Букстехуде. В течение пяти лет он исполнял функции
придворного капельмейстера при одном из княжеских дворов в Кетене
(1717-1723).Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. В лице своей новой жены – Анны Магдалены – композитор нашёл идеального друга и помощника. Она занималась воспитанием детей, искренне интересовалась работами мужа, переписывала его произведения. В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца своей жизни. Большую часть дня у Баха занимала работа с хором, но это не мешало ему интенсивно заниматься композицией. Он получал заказы на произведения религиозной музыки. При всем этом он находил время и на путешествия. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки. В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что и Генделя, – болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему». Бахом создано более 1000 произведений разных жанров. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения мало отличаются по стилю от церковных. В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. В творчестве Баха нашли отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, итальянская опера и итальянская скрипичная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка. При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Подлинный интерес к его творчеству возникает в 20-е годы XIX века. Уже первые издания его произведений вызвали такой огромный интерес, каким не пользовался ни один другой композитор той эпохи. Насколько велик был интерес Баха к техническому прогрессу в области музыкальных инструментов может свидетельствовать тот факт, что сразу после осуществления реформы клавишных инструментов и введения так называемого «темперированного строя» он написал свои прелюдии и фуги «Das Wohltemperierte Klavier» («Хорошо темперированный клавир»), доказывая тем самым возможность исполнения произведений во всех тональностях, что при прежней системе было совершенно невозможно. Произведения: «Страсти по Иоанну» (1722-1723) «Страсти по Матфею» (1729-1744) «Магнификат» (1723) Месса си минор («Высокая месса», 1733) 199 кантат, среди них: «Охотничья» (1716) «Кофейная» (1732) «Крестьянская» (1742) Бранденбургские концерты (1721) увертюры-сюиты концерты для инструментов с оркестром: для скрипки для клавесина камерные ансамбли сочинения для органа концерты прелюдии, фуги фантазии, токкаты с фугами хоралы хоральные вариации сочинения для клавесина: двухголосные инвенции трёхголосные симфонии-инвенции (1700-1723) «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (1704) Хроматическая фантазия и фуга (1720-1723) французские сюиты (1722) английские сюиты (1720-1722) «Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744) партиты «Итальянский концерт» (1735) Две нотные тетради Анны Магдалены Бах (1722, 1725) «Искусство фуги» (1749-1750) сонаты и партиты для скрипки соло сонаты для виолончели соло арии хоралы каноны |
||