навигация |
Алябьев Александр
Александрович (1787-1851). Родился в Тобольске (Сибирь) в семье
губернатора. Получил хорошее образование, с детства серьёзно занимался
музыкой, брал уроки теории и композиции в том числе у И. Миллера. Участник
войны 1812 года, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. После
войны Алябьев продолжал военную службу в Петербурге, одновременно начиная
серьёзные занятия композицией. В начале 20-х годов Алябьев становится известным композитором, сочинителем театральной музыки, романсов и фортепианных пьес. В 1822 году на сцене Петербургского Большого театра с успехом была поставлена его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые». Сочинение романсов «Соловей» и «Вечерком румяну зорю» упрочило славу Алябьева. В 1823 году он выходит в отставку и поселяется в Москве. Вместе с Верстовским Алябьев участвовал в открытии Большого театра в Москве (1825). В 1825 году Алябьев был арестован и заключен в тюрьму. В 1828 году был выслан в Сибирь. В Сибири, в Тобольске Алябьев написал романсы «Вечерний звон», «Зимняя дорога», ряд произведений для духового оркестра. В 1832 году выехал на Кавказ, где начал работу над сборником «Голоса украинских песен». Последние годы жизни Алябьева прошли в Москве. Самую ценную часть творчества Алябьева составляют его романсы. Развивая традиционные стили бытового романса (русская песня, лирический романс, баллада) Алябьев приходит к романсам большой психологической глубины и драматизма. Среди поэтов, чьи стихи привлекали Алябьева как композитора - Пушкин , Вяземский, Дельвиг, Давыдов, Беранже. В творчестве Алябьева отчетливо проявились реалистические тенденции русского искусства в период его становления и перехода к новому, классическому этапу. Произведения: оперы: «Аммалат-Бек» (1847) «Лунная ночь» балет «Волшебный барабан» (1827) симфония (1850) увертюры танцы фортепианные пьесы 2 фортепианных трио 3 струнных квартета романсы (более 150) обработки народных песен, музыка к спектаклям |
||